С этой позиции не кажется странным, что и греки не стали придумывать ничего нового, согласившись с египтянами в природе истерии, описав её почти слово в слово, а Гиппократ дал этой болезни название - «истерия», от греческого « hystera» (матка). Но греки все же сделали шаг вперед – они официально признали, что женские истерии связаны с сексуальными расстройствами. Не обошел эту тему и Платон. Вот что он писал: «У женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев».
Гиппократ с Платоном соглашался, и считал, что матка из-за длительного полового воздержания усыхает и начинает блуждать внутри тела в поиске влаги. Лечил он пациенток, как и египтяне, с той разницей, что женщинам он вставлял во влагалище кольцо и окуривал матку благовониями, после чего давал пить слабительное и какую-нибудь горькую мерзость для отпугивания матки, а девицам прописывал ванны и касторку. Лечение повторялось до полного выздоровления или пока Гиппократ не решал, что дальше лечить истеричку бесполезно.
Поскольку лечение чаще прекращалось по второй причине, а альтернативных приемов никто не предлагал, больные самостоятельно активно посещали храмы Асклепия (Эскулапа), греческого бога врачевания, где просили помощи у сына Апполона. В 4 веке до н.э. в Греции было почти 300 таких храмов.
Продолжатель дела Гиппократа, римский Авл Корнелий Цельс (1 в. до н.э.-1 в. н.э.), в труде «De medicina» называет истерию «злокачественной болезнью матки» и к прописанному своим предшественником лечению добавляет кровопускания.
Пожалуй, светом разума в темном вопросе лечения женской истерии оказалось мнение Сорана Эфесского (1—2 век), который предположил, что матка – не животное, по организму блуждать не может, а может сжиматься и опускаться, и причиной таких отклонений от нормы, как показывала его лечебная практика, может быть либо недостаточность (или полное отсутствие) половой жизни, либо нездоровая психика.
Поддержал его и медик Гален (129—199 гг.). Но к мнению Сарана и Галена древние не особенно прислушивались, поскольку во 2-3 веках служители культа активно насаждали свое «открытие»: демоны – вот причина всех болезней и несчастий, а потому двери храма Асклепия открыты для вас так широко, как никогда не были открыты до сих пор. Это был период, когда европейская народная религия сделала шаг назад – отказалась от многочисленных богов и снова вернулась к вере в духов – добрых и демонических, после чего уже сделала два неуверенных шага вперед – к монотеизму. Неуверенных, поскольку у христиан долгое время Христос считался основным врачевателем тела и духа, и посещать других врачей смысла практически не имело. И, если римляне и греки считали, что половой акт, кроме функции продолжения рода, должен доставлять и чувственное удовольствие, примерные христиане считали достоинством сексуальное воздержание, а чувственное удовольствие – грехом, который происходит от безбожных духов, демонов. Святой Августин проповедовал о ночных оборотнях - инкубах, принуждающих к сожитию женщин, и суккубах, делающих то же с мужчинами, и делающих их одержимыми.
Эта идея довольно скоро вдохновит Церковь на «охоту с ведьмами». Уже немногие врачи рассуждали о «блуждающей матке» - это было небезопасно, безопасно было утверждать, что женская истерия это болезнь, и «нет болезней не от колдовства». Длительное время, практически с 5 века, женские расстройства считались не болезнями, а признаками колдовства и подлежали лечению церковной инквизицией, которая была убеждена, что «колдуньи» были соблазнены дьяволом и заключили с ним союз, то есть стали еретичками. А еретичек нужно или в тюрьму сажать, или жечь на костре. Ни к тому, ни к другому женщины не стремились, а потому это время стало еще и временем расцвета экзорцизма (изгнания из одержимых дьявола с помощью молитв и заклинаний).
Рукописи 10 века донесли до нас текст такой молитвы, вот кусочек из неё: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Господи, Владыка небесного воинства, перед которым, дрожа, стоят Ангелы. Аминь, аминь, аминь.
О матка, матка, матка, округлая матка, красная матка, белая матка, мясистая матка, кровавая матка, головчатая матка, наполненная матка, о дьявольская матка!
Заклинаю тебя, матка, Святой Троицей, чтобы ты безо всякой боли вернулась на свое место и оттуда не двигалась, не отклонялась, без гнева вернулась на место, где тебя Бог поместил.
Заклинаю тебя, матка, господом нашим Иисусом Христом, чтобы ты не вредила рабе божьей, не держала ни голову, ни шею, ни горло, ни грудь, ни уши, ни зубы, ни глаза, ни нос, ни спину, ни плечи, ни руки, ни сердце, ни желудок, ни печень, ни селезенку, ни почки, ни хребет, ни бока, ни суставы, ни пупок, ни внутренности, ни пузырь, ни бедра, ни голени, ни ноги, ни ногти ее, чтобы ты не держала их, а, успокоившись, осталась на месте, которым бог тебя наделил, чтобы здорова была раба божья. Аминь».
Непрекращающиеся процессы над еретичками стали причиной мифа о создании секты колдуний, поклоняющихся дьяволу. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал регуляр, в соответствии с которым нужно было выслеживать и уничтожать колдуний, членов этой еретической секты. Еще через два года увидит свет творение немецких инквизиторов «Молот ведьм», и костры запылают еще жарче.
Возврат к медицинским взглядам на истерию произошел
С этой позиции не кажется странным, что и греки не стали придумывать ничего нового, согласившись с египтянами в природе истерии, описав её почти слово в слово, а Гиппократ дал этой болезни название - «истерия», от греческого « hystera» (матка). Но греки все же сделали шаг вперед – они официально признали, что женские истерии связаны с сексуальными расстройствами. Не обошел эту тему и Платон. Вот что он писал: «У женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев».
Гиппократ с Платоном соглашался, и считал, что матка из-за длительного полового воздержания усыхает и начинает блуждать внутри тела в поиске влаги. Лечил он пациенток, как и египтяне, с той разницей, что женщинам он вставлял во влагалище кольцо и окуривал матку благовониями, после чего давал пить слабительное и какую-нибудь горькую мерзость для отпугивания матки, а девицам прописывал ванны и касторку. Лечение повторялось до полного выздоровления или пока Гиппократ не решал, что дальше лечить истеричку бесполезно.
Поскольку лечение чаще прекращалось по второй причине, а альтернативных приемов никто не предлагал, больные самостоятельно активно посещали храмы Асклепия (Эскулапа), греческого бога врачевания, где просили помощи у сына Апполона. В 4 веке до н.э. в Греции было почти 300 таких храмов.
Продолжатель дела Гиппократа, римский Авл Корнелий Цельс (1 в. до н.э.-1 в. н.э.), в труде «De medicina» называет истерию «злокачественной болезнью матки» и к прописанному своим предшественником лечению добавляет кровопускания.
Пожалуй, светом разума в темном вопросе лечения женской истерии оказалось мнение Сорана Эфесского (1—2 век), который предположил, что матка – не животное, по организму блуждать не может, а может сжиматься и опускаться, и причиной таких отклонений от нормы, как показывала его лечебная практика, может быть либо недостаточность (или полное отсутствие) половой жизни, либо нездоровая психика.
Поддержал его и медик Гален (129—199 гг.). Но к мнению Сарана и Галена древние не особенно прислушивались, поскольку во 2-3 веках служители культа активно насаждали свое «открытие»: демоны – вот причина всех болезней и несчастий, а потому двери храма Асклепия открыты для вас так широко, как никогда не были открыты до сих пор. Это был период, когда европейская народная религия сделала шаг назад – отказалась от многочисленных богов и снова вернулась к вере в духов – добрых и демонических, после чего уже сделала два неуверенных шага вперед – к монотеизму. Неуверенных, поскольку у христиан долгое время Христос считался основным врачевателем тела и духа, и посещать других врачей смысла практически не имело. И, если римляне и греки считали, что половой акт, кроме функции продолжения рода, должен доставлять и чувственное удовольствие, примерные христиане считали достоинством сексуальное воздержание, а чувственное удовольствие – грехом, который происходит от безбожных духов, демонов. Святой Августин проповедовал о ночных оборотнях - инкубах, принуждающих к сожитию женщин, и суккубах, делающих то же с мужчинами, и делающих их одержимыми.
Эта идея довольно скоро вдохновит Церковь на «охоту с ведьмами». Уже немногие врачи рассуждали о «блуждающей матке» - это было небезопасно, безопасно было утверждать, что женская истерия это болезнь, и «нет болезней не от колдовства». Длительное время, практически с 5 века, женские расстройства считались не болезнями, а признаками колдовства и подлежали лечению церковной инквизицией, которая была убеждена, что «колдуньи» были соблазнены дьяволом и заключили с ним союз, то есть стали еретичками. А еретичек нужно или в тюрьму сажать, или жечь на костре. Ни к тому, ни к другому женщины не стремились, а потому это время стало еще и временем расцвета экзорцизма (изгнания из одержимых дьявола с помощью молитв и заклинаний).
Рукописи 10 века донесли до нас текст такой молитвы, вот кусочек из неё: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Господи, Владыка небесного воинства, перед которым, дрожа, стоят Ангелы. Аминь, аминь, аминь.
О матка, матка, матка, округлая матка, красная матка, белая матка, мясистая матка, кровавая матка, головчатая матка, наполненная матка, о дьявольская матка!
Заклинаю тебя, матка, Святой Троицей, чтобы ты безо всякой боли вернулась на свое место и оттуда не двигалась, не отклонялась, без гнева вернулась на место, где тебя Бог поместил.
Заклинаю тебя, матка, господом нашим Иисусом Христом, чтобы ты не вредила рабе божьей, не держала ни голову, ни шею, ни горло, ни грудь, ни уши, ни зубы, ни глаза, ни нос, ни спину, ни плечи, ни руки, ни сердце, ни желудок, ни печень, ни селезенку, ни почки, ни хребет, ни бока, ни суставы, ни пупок, ни внутренности, ни пузырь, ни бедра, ни голени, ни ноги, ни ногти ее, чтобы ты не держала их, а, успокоившись, осталась на месте, которым бог тебя наделил, чтобы здорова была раба божья. Аминь».
Непрекращающиеся процессы над еретичками стали причиной мифа о создании секты колдуний, поклоняющихся дьяволу. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал регуляр, в соответствии с которым нужно было выслеживать и уничтожать колдуний, членов этой еретической секты. Еще через два года увидит свет творение немецких инквизиторов «Молот ведьм», и костры запылают еще жарче.
Возврат к медицинским взглядам на истерию произошел